Винные погреба Екатерины 2
Жизнь представителей императорских династий, их судьбоносные решения и поступки описаны в учебниках истории. Однако наряду с этой информацией обывателям всегда было интересно узнать, не о каких-то великих делах сильных мира сего, а об их жизни вне политики, бытовых привычках, пристрастиях в еде и других особенностях. Например, любопытно, как проходили завтраки, обеды и ужины представителей императорской семьи? Обычные и торжественные? Какие напитки подавались к столу, и что хранилось в дворцовых винных погребах?
О Екатерине Великой
Екатерина II — императрица, все аспекты жизни которой до сих пор вызывают любопытство. Её судьбу можно назвать уникальной — немецкая принцесса, приехавшая в Россию, имея всего лишь пару платьев в гардеробе, смогла стать самодержавной правительницей огромной страны. При этом она не потеряла разум от столь невероятного взлёта, а на протяжении всей жизни сохраняла ясность ума, принимая решения, трезво оценивая ситуацию.
Что касается трезвости оценки, то следует отметить, что слово «трезвость» здесь можно трактовать в буквальном смысле. В отличие от многих императоров, правивших до и после неё, Екатерина не злоупотребляла алкоголем, даже благородным. На званых обедах довольно часто в её бокале было не вино, а ягодный сок, напоминавший алкогольный напиток по цвету.
Вместе с тем, будучи воздержанной в отношении спиртного, она никогда не накладывала каких-либо ограничений на его употребление. За что её подданные, пьющие много или малопьющие, были ей весьма благодарны.
Её отношение к употреблению спиртного, можно понять по двум высказываниям. Первое, касается наблюдения, которое императрица отразила в своём дневнике. Смысл его прост и понятен — когда народ пляшет и поёт, он не замышляет никакого зла. А второе гениально в своей простоте: «Пьяным народом легче управлять».
Как бы там ни было вино, и не только вино, во времена правления Екатерины Великой, её предшественников и потомков лилось, что называется рекой. А откуда оно бралось?
О винных погребах Екатерины II
Забегая вперёд, стоит упомянуть, что история винных погребов династии Романовых закончилась примерно тогда же, когда подошёл к концу и период самодержавия.
Однако от «века златого Екатерины» это время отделяло более сотни лет. И во времена правления Великой императрицы, впрочем, как и при других самодержавных правителях династии Романовых вино, да и не только оно было в погребах в изобилии.
За хлеб насущный для самодержавных, членов их семей, приближённых, гостей и прочая, прочая, прочая отвечала целая уйма народа на Императорской кухне. Часть кухни, которая занималась «винами и питиями» возглавлялась отдельным смотрителем, к которому были приставлены три помощника, два писца и «работники» для тяжёлых дел. Всего в этом «питейном» ведомстве состояло до 14 человек. До появления в начале XIX века этикеток на бутылки привешивались специальные жетоны.
Конечно же, винные погреба Екатерины располагали обширным ассортиментом напитков. Наибольший расход наблюдался на больших торжествах. Однако и в обычные дни была потребность в благородном алкоголе и «заказы» в винный погреб поступали довольно часто. Напитки подавались не только к столу, но и «в продолжение дня». Причём заказывались они и членами императорской фамилии, и «особыми персонами», которые по разным причинам имели на это право.
К востребованным маркам относилось шампанское, любимый фрейлинами «Барзак» (белое французское), «Медок» (напиток из региона Бордо), другие бордоские красные вина, испанский «Херес».
Некоторые марки французского шампанского, завозимого на территорию Империи при Екатерине, получили статус символов золотого века русского дворянства. В их числе — напиток марки «Моё!», первые бутылки которого начали завозить в год коронации Екатерины (1762 г). Другие популярные французские марки — «Вдова Клико», «Дом Моэта».
Помимо вина, в императорском «подземелье» хранились и с разной частотой «заказывались» другие виды алкогольных напитков — коньяки, ликёры, различные водки.
Меньшей популярностью пользовались десертные вина и крепкий алкоголь. Кстати высокоградусное спиртное и на больших балах было не в чести. Его ставили на столы в очень небольшом количестве.
Известные «винные» традиции
Одна из них — всё недопитое спиртное доставалось прислуге. Причём к «недопитому» относились и те бутылки, которые стояли на столах, но были не вскрыты. Нельзя даже примерно предположить, какие доходы получала дворцовая прислуга от продажи благородного алкоголя на сторону. Например, расход спиртного на одном из зимних балов составил 818 бутылок. Большая часть выпитого — шампанское и вино.
Другой обычай — «винное довольствие». Он подразумевал, что при каждой смене службы, а это случалось раз в две недели, в комнату каждого придворного доставлялось по две бутылки столового вина, по бутылке ликёра, а также пиво, мёд и другие напитки. Всего каждый придворный получал 60 бутылок разного «пития».
Конечно же, большинство из них лично употребляли едва ли половину. Остальное, в соответствии с вышеупомянутой традицией, доставалось слугам. На просьбу отменить этот расточительный обычай, Екатерина отвечала, что не пристало ей «экономить на свечных огарках».
Винные погреба при других российских императорах
Традиции «винного довольствия» и «бизнеса на бутылках», которым «обогащалась» прислуга сохранились и при императорах, правивших после Екатерины. Также составлялись ежемесячные ведомости наличия алкоголя в погребах. Так, на 31 декабря 1885 года одних бордоских красных вин в подвалах находилось 29 933 бутылки, мадеры — чуть больше 14 тыс., бордоских белых — 5425 бутылок. Всего в погребе находилось разного алкоголя 75,5 тыс. полных бутылок и почти 8 тыс. по половине бутылки.
В это время ассортимент императорских запасов пополнился и небольшим количеством отечественных вин. Особой популярностью пользовалось шампанское «Цесаревич». Однако основными поставщиками двора в конце XIX были французские оптовики и знаменитый петербургский магазин «Никольс и Плинке».
Как опустели императорские погреба
В ноябре 1917-го одним из признаков наступившего революционного хаоса стали пьяные погромы. В числе первых начали разграблять погреб, расположенный под Зимним дворцом.
Стремясь остановить учинённый здесь разгром и безобразное бражничество, Военно-революционный комитет принял решение уничтожить огромные запасы благородного напитка, собранного здесь за сотни лет императорского правления.
Бутылки бились об пол, из бочек вышибались днища. Когда вина в подвале стало по колено, включили пожарные машины и поистине реки благородного алкоголя, перемешанные с закачанной водой и грязью, потекли в Неву. За несколько дней от тысяч бутылок отборного спиртного, некоторые из которых хранились ещё со времён Петра I, ничего не осталось.